Мёд с золотарника. Ловушки здравого смысла.
04.12.2020
0 комментариев

Я скептически отношусь к целебным свойствам монофлерного меда.  Это – того мёда, что считается произведенным из нектара одного конкретного вида медоносного растения.

Не буду говорить о "подснежниковом" или о "женьшеневом" меде ярмарочных развалов, приготовленном из одной фляги с подсолнечным медом..Существующие объективные методы выявления ботанического происхождения мёда предполагают  исследование его разбавленных водой проб  под микроскопом в сертифицированных лабораториях  с подсчетом процентного соотношения найденных в меде пыльцевых зерен различных растений. Эта работа требует высокой квалификации лаборанта. В российских межрайонных ветеринарных лабораториях, куда законопослушные пчеловоды обязаны ежегодно сдавать на исследования образцы откаченного меда, таких специалистов нет. Свой луговой мед я перестал проверять на пыльцевой состав в Ясногорской межрайонной вет. лаборатории   после того, как в нем не нашли никакой пыльцы кроме пыльцы ветроопыляемой березы. Большее доверие вызывают результаты исследования мёда в специализированных лабораториях  при крупных предприятиях по переработке меда. Регулярные закупки меда у посредников и мелких производителей заставляют такие предприятия внимательно анализировать поступающие к ним партии меда, в том числе проверять его  пыльцевой состав .  Я ежегодно пользуюсь услугами одной из таких лабораторий – Аналитический центр Апис. Однако, обнаружение в меде пыльцы определенного растения не может служить объективным доказательством того, что мед был создан из нектара этого растения. Принесенный пчелами-сборщиками в улей нектар перед тем, как он дозреет до меда многократно перемещается пчелами между ячейками сот. При таком перемещении он неизбежно смешивается с пыльцой растений, занесенной в улей пчелами-сборщиками пыльцы. В результате, обнаружение пыльцы в зрелом меде может свидетельствовать о том, что нектар собирался одновременно с данной пыльцой, но не обязательно то,  что с одного и того же вида растений. Другими словами, пыльца липы вполне может присутствовать в меде из нектара иван-чая или донника, которые все цветут одновременно, но выделяют нектар при различных погодных условиях.

 Определение пыльцевого состава меда не входит в число обязательных к проверке в лаборатории параметров меда и оплачивается пчеловодом дополнительно, поэтому большинство настоящих пчеловодов для определения ботанического происхождения своего меде используют не лабораторные, а «народные» методы, сопоставляя ежедневные привесы улья с наблюдаемым цветением медоносов. Крестьянская логика проста: если я поставил пустой магазин в начале цветения, а отобрал мед в конце цветения, то у меня получился мед именно этого медоноса. В прошедшем сезоне у меня появилась возможность проверить справедливость таких суждений. Мой сосед пчеловод, с которым мы вместе подсеваем медоносы на единой для двух пасек медоносной базе, традиционно откачивает мед в августе, к «медовому спасу».  В этом году после откачки меда он поставил пустые магазины в улей с надеждой получить дополнительно мед с  цветущего в августе золотарника канадского. В сентябре магазины были заполнены медом и запечатаны пчелами восковыми крышечками. Я уговорил соседа сдать полученный мед на лабораторный пыльцевой анализ вместе с образцами моего меда, откаченного в ноябре. Мой мед был представлен образцами из запечатанных и из незапечатанных к ноябрю сот. Результаты испытаний удивили и озадачили.

В образце меда соседа лабораторный анализ не выявил значимого количества пыльцы золотарника и обнаружил высокое содержание пыльцы купыря (морковника) который заканчивает цветение в июне за два месяца до зацветания золотарника в августе. По пыльцевому составу мед соседа в целом соответствовал моему меду из запечатанных ячеек. При этом в образцах моего меда из незапечатанных ячеек тот же лаборант смог найти существенное количество пыльцы золотарника. Расстроенный результатами сосед списывает все на низкую квалификацию исполнителей испытаний. Мне же полученный результат видится в другом свете. Вероятно, после отбора в августе полных магазинов с медом и подстановки вместо них пустых магазинов пчелы оперативно восстановили целостность своего гнезда, перетащив в магазины собранный в июне мед из боковых рамок. Таким образом, пчелиная семья готовится к зимовке, размещая над местом будущего зимнего клуба зимние запасы кормов. Затем с началом цветения золотарника пчелы стали размещать нектар золотарника в освободивших боковых рамках, которые в моем меде оказались незапечатанными из-за наступившего осеннего похолодания. Получается, что при стационарном размещении пасеки с естественным фоном медоносов невозможно «народными методами» достоверно определить «монофлерность» откаченного меда и, соответственно, объективно сравнить целебные свойства «липового» и «кипрейного» медов. Представляется, что ценность натурального меда определяется  природным балансом нектара и пыльцы различных растений, собранных пчелами в их «свободном» полете на протяжении всего сезона медосбора. Именно этим отличается луговой мед с разнотравья долины реки Скнига, производимый Домашней пасекой Заокские просторы.

Истинная же монофлерность меда достижима лишь путем применения пчелоненавистнических методов кочевого пчеловодства при условии полного предварительного изъятия уже собранного меда перед вывозом пчел на сплошные массивы цветущих монокультур медоносов с обеспечением их изоляции от других медоносов на расстоянии не менее 5 км от места размещения кочевой пасеки. Я бы не рискнул называть такой собранный «по принуждению» мёд натуральным.